Задержка речевого развития у детей

Все родители с нетерпением  ждут,  когда их ребёнок начнёт говорить, когда он впервые скажет Мама и Папа. Это удивительный момент в жизни родителей и их ребёнка. Способность выражать свои мысли и общаться с окружающими – это огромный дар человека, поэтому необходимо уделять должное внимание речевому развитию ребёнка.

Развитие речи у ребенка

Уже после рождения ребёнок извлекает первые звуки – он кричит, заявляя всему Миру – “Я появился на свет!!! ”  Первый крик – это очень важный сигнал, который подтверждает начало работы дыхательной системы новорожденного.  Хоть это и не речь, но всё же, даже первые звуки, извлекаемые малышом, доносят очень важную информацию для окружающих.

Приблизительно в полуторамесячном возрасте ребёнок начинает тренировать мышцы своего речевого аппарата. Он начинает издавать всё более сложные звуки и их сочетания.

Развитие речи у ребёнка, как правило, проходит в несколько этапов, каждый из которых приблизительно соответствуют определенному возрасту.

Возраст ребёнка Голосовые реакции
1,5 мес. Распевные звуки: аа, и т. п.
2 — 3 мес. Лёгкие сочетания звуков: г-у, ш-и, бу-у, зы и др.
4 мес. Последовательности сочетаний: лее-ел-аль-а-aгыы-аы и т. п.
7- 8,5 мес. Повторения слогов: (на-на-на,  да-да-да, ба-ба ..и т. п.)
8,5 — 9,5 мес. Слоги произносятся с разнообразными интонациями

 

Очень важно общаться с ребёнком – повторять звуки, которые он произносит, показывать ему, как правильно артикулировать, провоцировать его больше упражняться в произношении разных звуков.  Именно в процессе общения у ребёнка возникает необходимость в развитии речи.

Диагностика речевого развития и ЗРР

Развитие речи у детей очень сложный и индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Но, тем не менее, необходимо уделять пристальное внимание процессу развития речи у ребёнка.

На что следует обращать внимание и что может являться поводом для беспокойства, а возможно и признаком задержки речевого развития.

  1. Если в первые восемь месяцев ребёнок не пытается произносить различные звуки, то есть повод для беспокойства. Имеет смысл обратиться к невропатологу.
  2. В возрасте 10-14 месяцев ребёнок  должен понимать обращение к нему и пытаться издавать  звуки (а не только плакать) для того чтобы обратить внимания на себя.
  3. В 14-18 месяцев ребёнок уже должен различать на слух значения простых слов и уметь показывать «Где ушки?», «Где носик?» и т.п.
  4. В полтора-два года малыш  способен понимать и выполнять несложные просьбы родителей (”Принеси игрушку” и тп.)
  5. В два-три года ребёнок  произносит отдельные слова и составляет несложные фразы.
  6. В три-четыре года ребёнок уже должен составлять предложения и правильно произносить слова.

Особое внимание следует уделить  правильному произношению большинства звуков и способности составлять предложения в возрасте до 4-х лет.

Диагностировать задержку речевого развития  (ЗРР) можно только тогда, когда речь уже должна быть развита – в 3-4 года. Как правило, в этом возрасте уже поздно навёрстывать упущенную возможность предотвратить это. Поэтому следует уделять должное внимание развитию речи у ребёнка практически с самого рождения ребёнка.

Только комплексное заключение таких врачей как логопед, невропатолог и психолог может подтвердить диагноз ЗРР.

Причины и лечение задержки речевого развития

Для эффективного лечения задержки речевого развития, прежде всего, необходимо определить причину. Основными причинами ЗРР могут быть психологические и неврологические  проблемы, а так же проблемы со слухом. Рассмотрим подробнее.

Психологическая проблема выражается в недостатке общения и внимания родителей, что ведёт к отсутствию потребности разговаривать. В этом случае родители должны пересмотреть своё отношение к воспитанию  ребёнка, больше общаться с ним и стимулировать ребёнка к общению. Также рекомендуется обратиться к логопеду.

Неврологическая проблема, как правило, связанна с мозговыми дисфункциями, которые являются причиной задержки речевого развития. В этом случае лечение ЗРР назначает невропатолог, который, как правило, проводят специальное обследование головного мозга и выписывают препараты для улучшения кровообращение и интегративных функций головного мозга. Также используется метод транскраниальной микрополяризации, который заключается в воздействии током слабой силы (намного слабее электрофореза)  на участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи. Эта процедура активизирует деятельность этих участков мозга, а также стимулирует развитие памяти и внимания.

Нарушение слуха также является одной из самых сложных причин нарушения речевого развития. В этом случае ребёнка следует устроить в специальный детский сад, где его будут обучать специалисты в этой области.

Существует достаточно много специальных методик для лечения задержки речевого развития, но не зависимо от диагноза, родители должны уделять достаточно много внимания детям, а также стимулировать развитие речи у ребёнка всеми доступными им способами.  Больше играйте и общайтесь с детьми – самый лучший логопед никогда не заменит и не компенсирует общение ребёнка с его родителями!

С Уважением Дмитрий !