Все родители с нетерпением ждут, когда их ребёнок начнёт говорить, когда он впервые скажет Мама и Папа. Это удивительный момент в жизни родителей и их ребёнка. Способность выражать свои мысли и общаться с окружающими – это огромный дар человека, поэтому необходимо уделять должное внимание речевому развитию ребёнка.
Развитие речи у ребенка
Уже после рождения ребёнок извлекает первые звуки – он кричит, заявляя всему Миру – “Я появился на свет!!! ” Первый крик – это очень важный сигнал, который подтверждает начало работы дыхательной системы новорожденного. Хоть это и не речь, но всё же, даже первые звуки, извлекаемые малышом, доносят очень важную информацию для окружающих.
Приблизительно в полуторамесячном возрасте ребёнок начинает тренировать мышцы своего речевого аппарата. Он начинает издавать всё более сложные звуки и их сочетания.
Развитие речи у ребёнка, как правило, проходит в несколько этапов, каждый из которых приблизительно соответствуют определенному возрасту.
Возраст ребёнка | Голосовые реакции |
1,5 мес. | Распевные звуки: аа, и т. п. |
2 — 3 мес. | Лёгкие сочетания звуков: г-у, ш-и, бу-у, зы и др. |
4 мес. | Последовательности сочетаний: лее-ел-аль-а-aгыы-аы и т. п. |
7- 8,5 мес. | Повторения слогов: (на-на-на, да-да-да, ба-ба ..и т. п.) |
8,5 — 9,5 мес. | Слоги произносятся с разнообразными интонациями |
Очень важно общаться с ребёнком – повторять звуки, которые он произносит, показывать ему, как правильно артикулировать, провоцировать его больше упражняться в произношении разных звуков. Именно в процессе общения у ребёнка возникает необходимость в развитии речи.
Диагностика речевого развития и ЗРР
Развитие речи у детей очень сложный и индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Но, тем не менее, необходимо уделять пристальное внимание процессу развития речи у ребёнка.
На что следует обращать внимание и что может являться поводом для беспокойства, а возможно и признаком задержки речевого развития.
- Если в первые восемь месяцев ребёнок не пытается произносить различные звуки, то есть повод для беспокойства. Имеет смысл обратиться к невропатологу.
- В возрасте 10-14 месяцев ребёнок должен понимать обращение к нему и пытаться издавать звуки (а не только плакать) для того чтобы обратить внимания на себя.
- В 14-18 месяцев ребёнок уже должен различать на слух значения простых слов и уметь показывать «Где ушки?», «Где носик?» и т.п.
- В полтора-два года малыш способен понимать и выполнять несложные просьбы родителей (”Принеси игрушку” и тп.)
- В два-три года ребёнок произносит отдельные слова и составляет несложные фразы.
- В три-четыре года ребёнок уже должен составлять предложения и правильно произносить слова.
Особое внимание следует уделить правильному произношению большинства звуков и способности составлять предложения в возрасте до 4-х лет.
Диагностировать задержку речевого развития (ЗРР) можно только тогда, когда речь уже должна быть развита – в 3-4 года. Как правило, в этом возрасте уже поздно навёрстывать упущенную возможность предотвратить это. Поэтому следует уделять должное внимание развитию речи у ребёнка практически с самого рождения ребёнка.
Только комплексное заключение таких врачей как логопед, невропатолог и психолог может подтвердить диагноз ЗРР.
Причины и лечение задержки речевого развития
Для эффективного лечения задержки речевого развития, прежде всего, необходимо определить причину. Основными причинами ЗРР могут быть психологические и неврологические проблемы, а так же проблемы со слухом. Рассмотрим подробнее.
Психологическая проблема выражается в недостатке общения и внимания родителей, что ведёт к отсутствию потребности разговаривать. В этом случае родители должны пересмотреть своё отношение к воспитанию ребёнка, больше общаться с ним и стимулировать ребёнка к общению. Также рекомендуется обратиться к логопеду.
Неврологическая проблема, как правило, связанна с мозговыми дисфункциями, которые являются причиной задержки речевого развития. В этом случае лечение ЗРР назначает невропатолог, который, как правило, проводят специальное обследование головного мозга и выписывают препараты для улучшения кровообращение и интегративных функций головного мозга. Также используется метод транскраниальной микрополяризации, который заключается в воздействии током слабой силы (намного слабее электрофореза) на участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи. Эта процедура активизирует деятельность этих участков мозга, а также стимулирует развитие памяти и внимания.
Нарушение слуха также является одной из самых сложных причин нарушения речевого развития. В этом случае ребёнка следует устроить в специальный детский сад, где его будут обучать специалисты в этой области.
Существует достаточно много специальных методик для лечения задержки речевого развития, но не зависимо от диагноза, родители должны уделять достаточно много внимания детям, а также стимулировать развитие речи у ребёнка всеми доступными им способами. Больше играйте и общайтесь с детьми – самый лучший логопед никогда не заменит и не компенсирует общение ребёнка с его родителями!
С Уважением Дмитрий !