Анималотерапия: животные лечат



Некоторые животные — не просто хорошие друзья людей, они еще и лекари. Общение детей с лошадьми, собаками и дельфинами помогает при многих заболеваниях.
Канистерапия
Собаки могут быть не только милыми домашними питомцами, но и помощниками в лечении и реабилитации детей с нарушениями развития. Лечение с помощью собак носит название «канистерапия» (от латинского canis — «собака»).
Канистерапия предполагает общение ребенка с собакой на занятиях под присмотром специалиста. Для занятий используются специально обученные собаки. Ребенок получает положительные эмоции от общения с собакой, у него повышается самооценка, ведь он сам может управлять собакой, и та его слушается. Ребенок учится преодолевать свои фобии, справляться с ними.

Как строится занятие — это зависит от состояния маленького пациента. Иногда просто кладут ребенка между собаками. Это хорошо помогает расслабиться, получить новые, приятные тактильные ощущения. Если ребенок ходит и нормально взаимодействует с собакой, ему предлагают поводить собаку на поводке, обучают элементам общего курса дрессировки. Дети вместе с собакой ползают наперегонки за игрушкой, преодолевают препятствия. Такие занятия обычно очень нравятся ребятам.
Занятия канистералией отличаются от того, чтобы просто взять в дом собаку. Дело в том, что в первом случае специалист в ходе занятия следит за состоянием ребенка и, если что-то идет не так, прерывает общение с животным. Дома возможны такие ситуации, когда взаимодействие с собакой дает обратный эффект. Так, например, был случай, когда в семью, где рос маленький аутист, взяли собаку, и в результате ребенок испугался и еще больше замкнулся в себе. Поэтому, прежде чем брать собаку к ребенку с проблемами в развитии, нужно понять, как он будет взаимодействовать с собакой.
Иппотерапия
В переводе с греческого «иппотерапия» означает «лечение лошадью». В нашей стране занятия иппотерапией проводятся с начала 1990-х годов, хотя об особом влиянии верховой езды на организм человека известно давно.
В чем же заключается лечебное воздействие верховой езды на организм человека? Когда человек сидит на движущейся вперед лошади, движения животного невольно передаются и всаднику. Всадник двигается вместе с лошадью, причем у него задействованы практически все группы мышц, но в большей степени мышцы туловища. Особенно активно работают мышцы в области позвоночника, которые мало задействованы в других видах деятельности. Лошадь двигается в трех плоскостях: взад-вперед, влево-вправо, вверх-вниз, и человек вслед за ней совершает колебательные движения. Всаднику необходимо удерживать равновесие, а это хорошо способствует развитию координации, улучшает работу вестибулярного аппарата маленького ребенка.
Иппотерапия особенно полезна детям с нарушениями работы опорнодвигательного аппарата, детям с ДЦП. В ходе занятий идет воздействие на спастические мышцы, регулируется мышечный тонус.
Но менее важная составляющая иппотерапии — психоэмоциональный аспект. Ребенку нравится общение с большим, теплым животным, которое слушается его. Иппотерапия активно используется в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Проблема аутичного ребенка в том, что ему трудно установить контакт с человеком. С животным ему общаться проще. Дело в том, что повадки, хитрости животных часто бывают присущи маленьким детям. И дети взаимодействуют с животными на том уровне, который им понятен. К тому же животные не давят на детей, как люди, они не заставляют их что-то сделать. Первичные коммуникации у детей с аутизмом часто устанавливаются сначала с животными, а потом их уже легче переносить на людей.

Лечебная верховая езда полезна и гиперактивным детям (детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностыо). В результате занятий иппотерапией гиперактивные дети часто становятся спокойнее, они учатся концентрировать внимание. Если это возможно, ребенку дают самому управлять лошадью. И управляя лошадью, ребенок учится управлять собой, своими эмоциями.
Занятия иппотерапией проводятся на специально обученных лошадях, которые привыкли не реагировать на крики и эмоциональные возгласы детей. Ребенка во время занятия на лошади сопровождают инструктор по лечебной верховой езде и помощник. Как правило, лошадь ведет под уздцы коновод. Занятие — это не просто катание на лошади по кругу. Ребенок выполняет ряд упражнений по указанию инструктора, меняются положения всадника на лошади. Занятия могут включать в себя упражнения с предметами, игры с мячиками, флажками.
Часто проводят занятия на лошадях без седла, только стелят на круп лошади одеяло. Температура тела лошади выше, чем температура тела человека. Ребенок должен ощущать тепло лошади своим телом. Это и прогревает мышцы, и доставляет необычные сенсорные ощущения, которые дают положительные эмоции. Подсознательно ребенок ассоциирует лошадь с большой и теплой мамой и словно возвращается в то время, когда он был совсем маленьким.
Занятие обязательно заканчивается тем, что ребенок угощает лошадь чем-нибудь вкусненьким — сухариками, морковкой, яблоком. Это способствует установлению эмоционального контакта с большим, сильным животным и дарит ребенку совершенно незабываемые ощущения, когда лошадь теплыми губами берет с его руки корм.
Если есть возможность, ребенку с нарушениями развития лучше заниматься лечебной верховой ездой постоянно: один раз в неделю — при нарушениях эмоциональной сферы и два раза в неделю — при нарушениях мышечного тонуса.
Противопоказания к иппотерапии:
☘ острые заболевания или обострение хронических;
☘ повышенная ломкость костей;
☘ гемофилия;
☘ сколиоз 3-й и 4-й степени;
☘ эпилепсия (до достижения стойкой ремиссии).
Лекари из моря
Дельфины издавна считались помощниками людей. Если человек находился в открытом море после кораблекрушения и поблизости оказывался дельфин, морское животное толкало человека к берегу, спасая ему жизнь. И сегодня дельфины любят играть с человеком, позволяют ему плавать, держась за себя, легко поддаются дрессировке. Общение с дельфинами приносит и детям, и взрослым огромную радость. Но лечебный эффект дельфинотерапии не ограничивается лишь психологическим фактором.
Дельфины ориентируются в водном пространстве благодаря эхолокации с помощью ультразвуковых волн, которые они излучают. Если человек оказывается рядом с дельфином, ультразвуковые волны воздействуют и на человека. Как известно, ультразвук может обладать лечебным действием и даже используется в лечении ряда заболеваний. То же самое происходит и при общении с дельфином: вырабатываемый животным «природный» ультразвук благотворно влияет на человека. В результате улучшается межклеточный обмен и циркуляция жидкости в организме. Особенно важно, что общение с дельфинами ведет к положительным изменениям в работе головного мозга. Именно поэтому дельфинотерапия активно используется в лечении таких заболеваний, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна, нейросенсорная тугоухость и др. Этот метод помогает детям, пережившим тяжелые стрессовые ситуации и получившим серьезные психические травмы, снова адаптироваться к жизни.

Конечно, полезно и приятно даже разовое плавание с дельфином, но настоящего лечебного эффекта можно ожидать от курса дельфинотерапии, который длится в среднем от 5 до 15 сеансов. Для каждого пациента в зависимости от заболевания и особенности состояния разрабатывается индивидуальная программа. Не всегда это непременно плавание с дельфинами, возможны и другие способы взаимодействия — например, ребенок сидит на берегу и играет с дельфином в мячик или гладит его. Плавать в бассейне с дельфином может даже малыш, который еще не освоил азы плавания (главное, чтобы он не боялся воды!): на ребенка обязательно надевают спасательный жилет, и, кроме того, в воде рядом с ним находится терапевт.
Обычно специалисты берут на курс лечения детей начиная с 2 лет. Дельфинотерапия — это достаточно дорогой метод лечения, но такая цена оправданна, ведь содержание дельфинов требует существенных затрат. Мест, где можно пройти курс лечения с дельфинами, немного, поэтому на курс дельфинотерапии обычно записываются заранее — желающих бывает много.
При каких заболеваниях и состояниях помогает анималотерапия — лечение с помощью животных:
☘ детский церебральный паралич (ДЦП);
☘ детский аутизм;
☘ синдром Дауна;
синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
умственная отсталость, расстройства речи и слуха;
☘ минимальная мозговая дисфункция (ММД);
☘ функциональные нарушения центральной нервной системы;
☘ депрессии, неврозы;
☘ состояния после тяжелых психологических травм.

Рубрика: Копилка